Как записать песню в студии — подготовка

Осуществляя свою мечту, решая задачу, как записать песню в студии, Вы, конечно же, будете выбирать наиболее приемлемую студию для вашей записи, исходя из различных факторов: — цены, списка оборудования, квалификации, опыта и репутации  звукорежиссёра, рекомендации музыкантов и, разумеется, качества звукового контента, вышедшего из этой студии. При этом звукорежиссёр (он же инженер и зачастую продюсер) — зачастую является ключевым звеном студии. Или он вежливо предложит Вам сыграть/спеть три-четыре дубля, с приятной улыбкой скажет Вам комплимент и — до свиданья!… или он ткнёт Вас лицом в Ваши… эээ, … где-то съехидничает, где-то рассмешит, где-то озадачит… Наконец, вывернет Вас наизнанку и просто ЗАСТАВИТ Вас совершить ЧУДО! Если Вам такой попался — значит, Вам повезло.

Как записать песню в студии

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Итак, перебрав все студии, Вы остановились на одной из них. Если всё же обратились к нам — мы надеемся, что это Ваш осознанный выбор. Мы предполагаем, что Вы знаете, зачем Вам нужна эта запись, так же, как Вы знаете примерный уровень Ваших исполнительских возможностей. Вместе с этим, мы с Вами должны поставить сверхзадачу – Вы должны попытаться добиться результата выше максимально возможного для Вас на сегодняшний день уровня.

Именно в такой работе над собой, в преодолении самого себя, в расширении сложившихся собственных стереотипов, в достижении сверхцели и есть истинное наслаждение, которое Вы можете получить в процессе нашей с Вами творческой работы. Кроме удовольствия от процесса, Вы, разумеется, получите и  впечатляющий результат. Если хотите, конечно. От Вас потребуется: предварительная подготовка (см. ниже),  хорошее самочувствие и положительный настрой, настойчивость и упорство, а также Вера в себя. Со своей стороны скромно замечу — я ЗНАЮ, УМЕЮ и ЛЮБЛЮ такой стиль работы.

Разумеется, возможен обычный сценарий – Вы поёте, я записываю. Вы решаете, что хорошо, а что – плохо. Если вы – группа, то вам проще – вы можете принимать коллективные решения.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ВОКАЛ

Предположим, Вы знакомы с азами сольфеджио и вокальной техники, т.е. Вы точно попадаете в ноты мелодии, соблюдая её ритмические особенности, умеете правильно брать дыхание, владеете навыками звукообразования и единой певческой позицией. Тем не менее, я считаю нужным дать Вам несколько рекомендаций:

Как записать песню в студии — артикуляция

Начнём с базовых вещей: с артикуляции. Допустим, Вы великолепно спели песню, но где-то «зажевали», где-то вовсе пропустили какие-то согласные или «съели» гласные – считайте, что песня испорчена. К сожалению, даже некоторые профессиональные вокалисты иногда этим грешат. РАСПЕЧАТАЙТЕ текст Вашей песни.

Прочтите несколько раз его вслух в разном темпе и определите труднопроизносимые места. Подчеркните их. Тщательно проработайте их в МЕДЛЕННОМ темпе и НЕ СПЕШИТЕ УСКОРЯТЬСЯ. Проверьте, правильно ли совпадают ударения рифмы и метроритмики инструментального сопровождения.

Найдите сдвоенные согласные в Вашем тексте — такие, как например, «не хватаеТ Тебя», «костёР Разгорелся», «наС Совсем» и подчеркните их. Отработайте их произношение — делайте между подобными звуками короткую «люфт-паузу», иначе у Вас будет получаться что-то вроде «нехватаеТебя», «костёРазгорелся». Фраза же «наС Совсем» и вовсе превратится в «наСовсем», что значительно исказит воспринимаемый смысл спетой Вами песни — Вас просто неправильно поймут! Если автор текста лично Вы, попробуйте заменить плохо сочетающиеся слова другими, или согласуйте эти изменения с автором текста.

Как записать песню в студии — обычные согласные

Уделите особое внимание произношению согласных — именно они придают нашей речи смысл. Пример: во что могут превратиться слова одной очень известной песни, если пропустить или «проглотить» согласные:

  • «еыыау-у-аэо-о-а-аи-и…………, хотя должно быть:
  • «неслышныфсаду-у-дажэшо-ора-ахи-и»

За 3-4 дня до записи (а лучше, если Вы будете делать это постоянно) тщательно поработайте с мимическими мышцами своего лица, разучите и повторяйте перед зеркалом несколько скороворогоко… сковородогово… скороговорок.

Не забывайте о так называемых редуцированных согласных, например, мы пишем — «В саду», произносим и поём — «Фсаду». Старайтесь не путать похожие парные глухие/звонкие согласные: «СЗ«, «ТД«,»ПБ«, «КГ» и т. п. Например, в Вашем пении не должно быть подобных ошибок — «этот Тень» вместо правильного «этот День», «Сабери меня» вместо правильного «Забери меня» и пр. Найдите эти парные согласные в Вашем тексте и подчеркните их.

Как записать песню в студии — взрывные согласные

Особое внимание уделите так называемым взрывным (explosives) согласным — п, б, т, д. Их чрезмерная энергия приводит к довольно неприятным на слух артефактам, а именно — к «задуваниям» или даже «заплёвываниям» микрофона. Старайтесь также контролировать энергию свистящих/шипящих (sibilance’s) звуков и не допускать лишних призвуков от языка и губ — то, что называется «tongue clicks and lip smacks»,  не делать шумных вдохов НОСОМ.

Не забывайте «обозначать» конечные согласные в длинных затухающих окончаниях фраз типа «твой све-е-е-е-е-е-е-т», контролируя энергию звука «т» в контексте затухания фразы. Внимательно сверяясь с подчеркнутыми в Вашем тексте местами, запишите себя на диктофон (телефон) и прослушайте, что получилось.

Как записать песню в студии — всё неслучайно!

Всё, что я тут написал, возможно, вызовет у Вас удивление — ну как же так, я пел (пела) на живых концертах, брал (брала) уроки сольфеджио и вокала — и никто, в том числе и педагоги, не делал мне подобных замечаний! ОБЪЯСНЯЮ — «живое», концертное исполнение, а равно и урок даже с опытным педагогом происходит в  РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, эти ошибки существуют очень короткое время, вытесняясь последующими звуками, заметить их может лишь человек с хорошо натренированным слухом.

Профессия этого человека называется «звукорежиссёр». Педагогам же не до того — они заняты другими, т. е. своими прямыми задачами. Они работают над особенностями  Вашего звукоизвлечения, учат управлять Вашими резонаторами, контролируют фразировку, интонирование и прочее. Значительную роль играют также психофизические особенности нашего восприятия звука — мы по-разному  оцениваем живое исполнение и воспроизводимую запись оного.

Как записать песню в студии — самостоятельная работа

Если есть возможность — пропойте песню под аккомпанемент и запишите себя на какой-нибудь диктофон/телефон/ноутбук, при этом качество записи особого значения не имеет. Внимательно прослушайте запись, проанализируйте слышимые недочёты, дайте прослушать эту запись знакомому музыканту, которому Вы доверяете, наконец — при необходимости проконсультируйтесь с нашими специалистами.

Делайте записи снова и снова, раз за разом, стараясь избавиться от замеченных ошибок. Во многих случаях (по моим наблюдениям – в большинстве из них) будет весьма полезно попытаться спеть уже «впетую» песню несколько по-другому. Поищите Ваши собственные вариации этой песни, чуть меняя мелодический (опевания, мелизмы, форшлаги) и ритмический рисунок.

Как записать песню в студии — художественные достоинства и техника исполнения

Во время записи вокала главной задачей является, безусловно, создание яркого, убедительного образа песни. Однако часто — обычное дело — приходится сталкиваться с неподготовленностью исполнителя — от этой главной задачи приходиться отвлекаться на исправление всевозможных ошибок в произношении, дыхании, в точном интонировании и сохранением певческой позиции, в смысловых акцентах.

При этом исполнитель начинает отвлекаться на эти фундаментальные «мелочи», забывая о главном. СтОит прослушать первый дубль неподготовленного исполнителя — тут, как говориться, всё, что может всплыть, то и всплывает! Вот только без обид, ладно?

Основная задача предварительной подготовки — довести эти «мелочи» до автоматизма или, хотя бы, до хорошей степени контроля. Всё это, если хотите, должно уже находиться в какой-то степени у Вас в подсознании, «в мозжечке», чтобы Вы и Ваш мозг могли сосредоточиться на выполнении главной задачи — СПЕТЬ эту песню, как никто другой! СОЗДАТЬ СВОЙ ОБРАЗ! Хорошо, если Вы сможете взять хотя бы один – два урока у педагога по вокалу.

Разумеется, Вы можете всего этого и вовсе не делать — тогда все эти этапы придется пройти в студии, но это всегда Ваш выбор. Если Вам по каким-либо причинам не удалось подготовиться самостоятельно – мы всегда Вам ВСЕГДА поможем.

Как записать песню в студи — разные разности…

Приходить на запись нужно не утром (Вы проснулись, а Ваши голосовые связки и мимические мышцы – ещё нет), хорошо выспавшись. Избегайте тяжёлых физических нагрузок. Кстати, многие именитые вокалисты перед наиболее ответственными выступлениями, а уж перед записью тем более – ограничивают себя, скажем так, и в личной жизни.

Исключите из Вашего меню также и  жирную пищу, орехи, семечки, шоколад. Неплотно перекусите не позже, чем за два-три часа до прихода в студию. Помните – крепкие чай, кофе или какао, выпитые Вами перед записью, могут сильно «подсадить» Ваши голосовые связки. Обязательно возьмите с собой бутылочку предпочитаемой Вами минеральной воды, весьма желательно БЕЗ ГАЗА! Некоторым (НО НЕ ВСЕМ) помогают 20-30 граммов коньяка. НЕ ВОДКИ!

Ваша одежда должна быть комфортной, свободной, не стесняющей дыхание и не «шумной». Девушкам  не рекомендую одевать «звенящую» бижутерию. В лабутенах в студию – НЕ ПУЩУ!!! Ради вашего же блага! Косметика – ну очень в меру! Наличие собственной сменной комфортной обуви – приветствуется!

Разумеется, если Вас устраивает первый же спетый Вами дубль — мы остановимся на нём. Или — если Вы знаете, что Вам ЭТО НУЖНО — мы вместе с Вами будем работать столько, сколько будет необходимо. В любом случае — решение принимаете Вы!

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ЗАПИСЫВАЕТСЯ ГРУППА (джаз, кантри, блюз, тяжелый металл, поп и т.д.)

В настоящее время для многих более или менее уважающих себя групп запись в профессиональной студии превращается из дорогой экзотики в насущную необходимость. В самом деле — чтобы сейчас попасть на более-менее серьёзную площадку, тем более, если это Новосибирск, Екатеринбург, Питер — и почему нет — дальнее зарубежье — (а в Иркутске такие коллективы есть, и уже давно) нужно иметь приличное демо хотя бы из трёх — четырёх композиций, а уж полновесный CD-Audio альбом и вовсе не помешает.

Как записать песню в студии

Как записать песню в студии — ваша мотивация?

А вот вам ещё один немаловажный побудительный мотив — студия — это место, наилучшее для экспериментов. Любой из музыкантов вашей группы может сыграть наложением: барабанщик — добавить перкуссию, басист – сыграть, например, «безладовое» соло, не говоря уже о гитаристе с вокалистом. Причём вы будете делать это, используя качественное профессиональное оборудование!

Сравните, например, песни группы Queen в живом и в студийном исполнении — послушайте студийные работы Брайана Мэя и Фредди Меркьюри. Правда, есть некоторая разница? Такая работа сама по себе является мощнейшим стимулом для дальнейшего творчества.

С другой стороны – ещё не записанный материал, который ваша группа исполняет уже в течение достаточно долгого времени – в какой-то момент начинает тянуть вас назад. Вы постоянно что-то меняете в нём, и ваша песня «порабощает» вас, вы не можете от неё освободиться, вы не можете начать сочинять новые вещи, вы никак не можете начать двигаться вперёд. Рецепт здесь один:  записал = освободился! Можно, конечно и вообще все бросить, но это же не наш с вами вариант, правда?

Существуют и более прозаические мотивы получить студийную запись: услышать себя со стороны, повысить самооценку, сделать подарок, и, наконец, удовлетворить своё самолюбие – «блеснуть соплёй» перед друзьями и коллегами. Лично я знаю случаи, когда музыканты делали запись «просто так», «для себя», после чего их прорывало на новые, всё более и более интересные музыкальные идеи, соответственно, следующие наши встречи были всё более и более продуктивными.

НАКОНЕЦ – ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОДАВАТЬ ВАШИ ДИСКИ НА СВОИХ КОНЦЕРТАХ!

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — РЕШЕНИЕ О ЗАПИСИ ПРИНЯТО! ЧТО ДАЛЬШЕ?

Итак, вы решились — определили композиции, которые лучше всего подготовлены к записи,  выбрали подходящую студию, и, разумеется, надлежащим образом при-го-то-ви-лись… А приготовились ли?

Ну, я понимаю — басисты сварили свои струны в маминых кастрюлях (самые крутые из них купили и поставили новые), гитаристы заменили в своих примочках батарейки, драммер научился эффектно крутить палочки между пальцев, вокалист с испугу выучил тексты всех песен и, *****, — вокалистка сделала себе новое тату! В общем, верно. Говоря научным языком, почти все принятые вами меры можно назвать необходимыми, но недостаточными.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ. ПЕРВОЕ — ОСНОВА ЛЮБОЙ МУЗЫКИ — ЭТО ВРЕМЯ!

Первое – ОСНОВА ЛЮБОЙ рок-(и не только)-музыки – ВРЕМЯ! Если вы хотите получить ритмичный, плотный, «качающий» грув — обязательно научитесь играть под метроном!!! Вы должны делать это безукоризненно чётко, «с оттягом», с ощущением драйва! Начните эти занятия в составе: метроном+барабанщик, метроном+барабанщик+басист, затем подключите гитариста.

Далее — занимайтесь как в индивидуальном порядке, так и в составе всей группы. Систематически делайте контрольную запись, внимательно её прослушивайте и анализируйте. Как правило, обычная тенденция – это тяга к ускорению. Играйте, стараясь слегка себя замедлять, тщательнейшим образом пытаясь совместить собственную игру с ударами метронома. Каждую, даже малейшую удачу отмечайте и радуйтесь! Радуйтесь и двигайтесь дальше! Найдите в этом процессе удовольствие – в этом ключ к успеху!

Постарайтесь разделять три вида времени: малое, среднее и большое. Малое – это 1/16, 1/32, 1/8Т, 1/16Т – длительности нот, так называемые «мелочи». Среднее – четвертные/целые длительности, иначе говоря – сильные и слабые доли. Крупное – так называемое чувство квадрата – восьми, двенадцати, шестнадцати (и т.д.) -тактные фрагменты. Ваша цель – научиться ОДНОВРЕМЕННО слышать и контролировать вашу совместную игру в трёх видах ВРЕМЕНИ.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ. КАКОВ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Получилось? Ваш грув крут и забОен? Он вставляет, от него прёт? Вы горды и полны самоуважухи? Тогда – вперед, в студию! Кстати, если в вашей музыке применяются секвенсоры, программируемые звуки, DJ-евские и RAP-перские вставки и т.д., то в вашу музыку легко можно будет вписать любой из этих компонентов. Если же грув получился неровный, то синхронизировать все современные звуковые навороты и фишки с сыгранным вами материалом становится делом, хотя и возможным, но не очень простым.

НО! Занятия с метрономом тоже имеют смысл, даже если в вашей музыке – только «живьё» и нет никакой синтетики! Уже годика через три-четыре-пять таких занятий перед вами (если вы делали всё это правильно и с надлежащим усердием) откроется ТАКОЕ!!! А пока – просто поверьте и работайте над собой. Удачи!

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ. ВТОРОЕ — РАЗВИВАЙТЕ ЧУВСТВО ВКУСА И СТИЛЯ!

Больше слушайте музыки — хорошей и разной. Если вы играете музыку в стиле, например, Joe Satriani, поинтересуйтесь, откуда она возникла, что ей предшествовало. Послушайте Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Pink Floyd

Анализируйте, осмысливайте музыку, пытайтесь взять что-то для себя. Постарайтесь попасть в филармонию на хороший концерт с симфоническим оркестром. Научитесь воспринимать природу не только как декорацию к выпивке, шашлыку и девушкам – но как Божье творение! Послушайте в тихом одиночестве звуки леса, луга, воды – это тоже Музыка.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ. ТРЕТЬЕ — АРАНЖИРОВКА

Партии ваших инструментов должны быть продуманы с учётом их взаимного мелодического, гармонического, ритмического и тембрального сочетания. «Чем более перенасыщен музыкальный микс, тем больше в нём причин для потенциальных различий во временном и частотном доменах.

Ясные и простые миксы, а также миксы, в которых присутствует хорошая аранжировка с правильным разделением музыкальных инструментов во времени и в разных частотных регистрах, будут намного устойчивее при прослушивании на различных акустических системах, чем миксы, перегруженные и/или чрезмерно обработанные процессорами эффектов» (Филипп Ньюэлл, перевод Александра Кравченко, журнал «ШОУ-МАСТЕР №1-2010)

Говоря иными словами – группу с безграмотной и безвкусной аранжировкой записать-то можно, но сделать хорошее сведЕние – маловероятно. Надежды на спасительный мастеринг в этом случае вряд ли будут оправданы.

И ещё одно – вы должны настроиться на совместную работу. У вас должен быть, что называется team spirit – командный дух. Вспомните древнюю присказку – «Начнём, благословясь!». Должно быть правильное сочетание куража и критичного к себе отношения. И не должно быть места таким вещам, как неприязнь, зависть, озлобленность и непонимание – вы должны оставлять подобные  вещи за пределами студии. Всё это, также как и ваш коллективный и индивидуальный исполнительский  уровень, будет влиять на конечный результат.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ЗА И ПРОТИВ ЗАПИСИ С МЕТРОНОМОМ

Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться, будете ли вы записываться с метрономом или без:

  • Без метронома — данный метод хорош для записи хорошо сыгранных коллективов, где музыканты прекрасно чувствуют микродинамику темпа. В то же время, этим методом могут воспользоваться начинающие коллективы для записи с довольно скромным бюджетом, если при этом не использовать секвенсор или грув-бокс.
  • С метрономом – этот метод, например, позволяет склеивать из нескольких барабанных дублей один удачный. Даёт очень хорошие результаты, если группа к этому способу готова. Сильно дисциплинирует. Даёт возможность применения секвенсора в аранжировке. Позволяет выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии. Даёт возможность относительно легко переиграть неудачные партии.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ. СПОСОБЫ ЗАПИСИ:

Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться со способом записи. Возможные варианты:

  • Вся группа сразу, включая вокалиста – такая возможность в нашей студии есть! Не всем, однако, она по плечуJ.  Этот способ очень точно передаёт атмосферу живой концертной игры, позволяет резко снизить стоимость записи, но весьма требователен к мастерству музыкантов.
  • Ритм-секция: барабаны + бас-гитара (иногда + ритм-гитара/гитары). Этот способ точно передаёт атмосферу игры ритм-секции, позволяет значительно снизить стоимость записи, требует мастерства музыкантов ритм-секции, позволяет тщательно подготовить исполнение солирующих инструментальных и вокальных партий.
  • Только барабаны. Этот способ позволяет: монтировать и склеивать барабанные дубли (если барабаны были записаны под метроном), выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии, что сэкономит ваши деньги, записать в несколько наложений плотные пробивные гитарные риффы, всевозможные аккомпанирующие и солирующие партии, привлечь для записи сессионных музыкантов, исправлять исполнительские ошибки, в том числе и грубые.

Общая закономерность – чем лучше подготовлена группа, чем выше уровень музыкантов – тем быстрее, и следовательно дешевле получается запись.

При этом надо помнить, что если барабаны сыграны и записаны неровно, то их, конечно, возможно подправить разными способами. Но это — достаточно трудоёмкий процесс, и он, чаще всего, меняет  звук  не в лучшую сторону. В ином случае бас-гитаристу, а затем и гитаристу (гитаристам) и всем остальным музыкантам придётся как-то в эти неровности попадать:-(!

А что делать, спросите вы, если вашей рок-группе срочно понадобилась записать демо,  а барабанщика нет? Вы можете принести в студию .wav- или .midi-файлы предварительно «забитых» барабанов в любой из удобных для вас программ, либо сделать это в нашей студии.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ГИТАРЫ И БАС-ГИТАРЫ

Относительно замены струн – делайте это за пару дней до записи, для того, чтобы они «уселись» на ваши гитары, не забудьте также тщательно выверить мензуру, а при необходимости – подтяните или ослабьте анкер. Если вы пользуетесь напольными эффектами distortion/overdrive – поставьте свежие элементы питания. Проверьте также правильность и надёжность распайки  соединительных шнуров.

КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — БАРАБАНЫ

Постарайтесь спланировать график вашей записи так, чтобы запись барабанных треков ваших композиций прошла в один непрерывный сет — в один или в несколько дней. Дело в том, что настройка барабанов под каждый конкретный проект может занять  массу студийного времени — ведь вы хотите получить свой, особенный звук!

В этом случае барабанный саунд от песни к песне изменяться не будет, и в каком-то смысле будет намного легче получить ощущение «альбомности» — будто ваша группа записалась за один раз. Если вы всё же будете записывать барабаны с перерывом в несколько дней/недель, то шансов «попасть» в звучание, найденное в предыдущей сессии, будет несколько меньше.

Ещё один плюс такого подхода заключается в том, что день ото дня вы незаметно для себя будете всё глубже погружаться в процесс, в нужное состояние,  музыкальная результативность будет день ото дня возрастать. Если сделать перерыв в несколько дней – придётся какое-то время потратить на то, чтобы вновь войти в это особое состояние.

И ещё один момент — перед записью постарайтесь выработать навык аккуратного звукоизвлечения при игре по «железу» для того, чтобы его звучание не забивало барабаны — не вдаваясь в технические подробности, просто скажу — такова специфика озвучивания ударной установки.

Наличие собственной сменной комфортной обуви – приветствуется!

2017, Сергей Карышев
© baikal-records (S-ART)