Мастеринг

Итак, мастеринг. Вспомните распространенные ошибки микширования: «…Общий «мутный» или излишне резкий звук с различными типами искажений. Избыток реверберации. Нечитаемость солирующих инструментов в миксе либо их выпяченность. Размазанная пространственная картина. Разное звучание материала на разных акустических системах…».

Существует распространённое заблуждение – «что-то не так звучит во время сведения – поправим на мастеринге». Но — чудес, как всем известно, не бывает, ибо, как говорится, — «fix all things in a mix». Это означает, что исправлять ошибки трекинга нужно во время трекинга, ошибки микширования — во время микширования и т. д.Даже сочиняя музыку необходимо представлять взаимодействие инструментов и их партий, не допуская конфликтных зон.

Однако, если ошибки (п-о всему вышеозначенному списку) некритичны, то попробовать, конечно, можно и, наверное, нужно. Особенно если материал представляет некую ценность, но при этом исходники утеряны и, соответственно, возможность пересвести материал заново отсутствует.

МАСТЕРИНГ — ИСКУССТВО КОМПРОМИССА

Всегда следует помнить: мастеринг — это искусство компромисса — исправляя что-то одно, мы вмешиваемся во что-то другое. Иными словами, улучшая какую-то деталь микса, мы должны не ухудшить другие его части. И вот здесь для мастеринг-инженера становится очень важным качество – способность при работе над всевозможными деталями и нюансами — слышать весь микс в целом.

В чём заключаются задачи мастеринга – мы уже выяснили. Но какие операции со звуком для этого нужно проделать? Многие  полагают, что этот процесс заключается в применении трёх  основных манипуляций к окончательным файлом микса, а именно: эквализации, компрессии и лимитирования, и в каких-то случаях этого бывает достаточно. Однако иногда приходится после компрессии применить дополнительную эквализацию, поработать с шириной стереобазы в различных диапазонах частот. Если требуется – применяется многополосная компрессия, динамическая  эквализация и некоторые дополнительные виды процессинга.

Мастеринг

Казалось бы все? Но на деле ещё требуется расставить маркеры для CD-Audio, прописать CD-text, вывести файл в дополнительных форматах — это может быть FLAC, AAC и так всеми любимый, но, похоже, уже умерший mp3, прописать тэги, зарегистрировать необходимую информацию на ресурсах типа CDDB, вывести файл в формат DDP для «заливки» на сервер завода по тиражированию CD, заполнить и заверить всю юридическую информацию (договоры, соглашения, содержание диска, заказ на тираж и пр.) составить корректную информацию для размещения на полиграфии диска.

ГДЕ ДЕЛАТЬ МАСТЕРИНГ?

Где делать мастеринг? Либо выбрать уже хорошо знакомую вам студию, где и был записан материал, где вы чувствуете себя комфортно, где у вас сложились доверительные отношения, где есть личный контакт с инженером-звукорежиссёром, где все под рукой, где тут же можно что-то и перепеть-переиграть, если нужно? Где можно физически присутствовать на любой стадии процесса, где можно спросить – почему так, а не иначе и даже предложить свой вариант?

Да, в этой самой студии, хотя бы потому, что в Иркутске мастеринг-студий просто нет и, скорее всего, не будет… Либо выбрать специализированную мастеринг-студию с более дорогим специализированным оборудованием, с более квалифицированным в данном вопросе инженером,  но — находящуюся в другом городе? Тут каждый решает сам.

Заметим сразу — при наличии средств лучше обратиться в специализированную мастеринг — студию, где имеется специализированное и весьма дорогостоящее оборудование и программное обеспечение, а также специалисты, квалифицированные именно в этой сфере. (Например, в мастеринг-студию Андрея Субботина www.masteringonline.ru, г. Москва). Андрей Субботин, к сожалению, рано ушёл из жизни (светла его память!), но дело его живет – студия работает.

Лично я настойчиво рекомендую сделать мастеринг у ПРОФЕССИОНАЛА, особенно если речь идет о полновесном альбоме CD-Audio. Но при этом следует чётко понимать:

  • у каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и надо ещё подсчитать — сколько за и сколько против.
  • в чем именно эти минусы и эти плюсы заключаются).

Опять-таки – выбор ВСЕГДА за Вами! 

«It’s not about how LOUD you get it,
it’s about HOW you get it loud!»