Cтудия звукозаписи — когда и почему нужно обращаться к услугам профессионалов?

Профессиональная студия звукозаписи – это такое место, куда придет практически любой музыкант на соответствующем этапе своего творческого развития — раньше или позже. Но до этого момента подавляющее большинство музыкантов стараются записать собственные музыкальные идеи или проекты в основном на репетиционной базе или у себя дома (если есть своя домашняя студия звукозаписи) — на базе современного домашнего компьютера и недорогой звуковой карты.

Это абсолютно разумный и оправданный путь, если речь идет о создании и фиксировании аранжировок, набросков музыкальных идей, ритмико-мелодических паттернов, гармонических моделей, набросков солирующих тем и пр. Хорошо, если весь набранный таким образом материал волшебным образом «сплавился» в нечто такое, что требует реализации в окончательном виде. Однако, чаще всего, дальнейшие усилия довести звучание своих музыкальных идей в обычных домашних условиях до коммерчески успешного к ожидаемому результату не приводят.

Как правило, обычно происходит следующее: …автор достает свежеиспечённый CD или флешку – неважно – и подает это продюсеру или, скажем, выпускающему редактору радиостанции, но после первой же минуты прослушивания В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ понимает – что-то не так! И начинает тушеваться, объясняет — «а вот на наших колонках вроде всё клёво звучало»…

Можете сами продолжить…

Общий или ватный, или резкий звук с различными типами искажений. Часто —  избыток реверберации, различные ошибки микширования — нечитаемость вокала,  солирующих инструментов либо их выпяченность, размазанная пространственная картина! Катастрофически разное звучание материала на разных акустических системах — где-то низ бубнит, где-то верх скрежещет! Какая-то необъяснимая никакими словами  муть в звуке — список можно продолжать долго.

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Профессиональная студия звукозаписи — единственное место, где вы можете в полной мере решить все эти проблемы! Принято считать, что для качественного результата необходимы следующие условия:

  • В первую очередь — грамотно спроектированный и качественно построенный комплекс студийных помещений с надлежащей степенью звукоизоляции и звукопоглощения с  профессиональной системой мониторинга.
  • Тщательно подобранное высококачественное звуковое   оборудование — высококачественный аналоговый тракт (микрофоны-предусилители-компрессоры-эквалайзеры-микшеры-сумматоры), профессиональные АЦП-ЦАП, грамотная коммутация, мощный компьютер, профессиональное устройство ввода/вывода и современное программное обеспечение.
  • Квалифицированный и опытный инженер-звукорежиссёр-продюсер

Рассмотрим эти составляющие поподробнее. Итак, профессиональная студия звукозаписи:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПОМЕЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

Профессиональная студия звукозаписи

Главное помещение студии — контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера. Именно она является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра. Не менее важными для процесса звукозаписи являются звуковые павильоны, в которых осуществляется запись исполнителей. Особое внимание уделяется дверным и оконным конструкциям в этих помещениях.

Профессиональная студия звукозаписи

Весьма нелишними окажутся вспомогательные помещения – прихожая, кладовая, место для отдыха и пр. Обязательными элементами являются силовые и сигнальные кабель-каналы, а также системы приточно-вытяжной вентиляции основных помещений студии.

Профессиональная студия звукозаписи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

В нём, как минимум, должна быть контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера, и звуковые  павильоны, в которых осуществляется запись музыкантов. Контрольная комната с системой мониторинга, по сути, является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Звукоизоляция помещения требуется для предотвращения проникновения — как в студию, так и из неё — всевозможных шумов. Внешние шумы — это работа лифта, мусоропровода, шумы водоснабжения, канализации, проезжающего транспорта и т.д. Внутренние шумы – запись, например, хэви-метал-группы не должна никому мешать в этом здании.

Поэтому внутристудийные кирпичные перекрытия не должны непосредственно соприкасаться с несущими стенами. При этом в контрольной комнате и в павильонах на несущие стены укладываются слои звукоизоляционного материала, на которые крепятся декоративные стены или слой плотной ткани. Таким образом, внутренние стены помещений не соприкасаются с несущими стенами здания. Делается это с таким расчетом, чтобы поглощение потоков звуковой энергии было максимальным в обоих направлениях.

Профессиональная студия звукозаписи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Несколько слов об акустике помещений и о записи звука в них. Нам нужно записать некий источник звука. Мы имеем преобразователь звуковой энергии в электрическую – микрофон. Плюс, конечно же, предусилитель и записывающее устройство.

Казалось бы – всё просто! Звук от источника через микрофон и предусилитель попадает в записывающее устройство и запись готова! Но в реальном помещении звук частично поглощается, частично отражается от стен. В результате в микрофон, помимо прямого звука, попадают многократно отраженные от стен звуковые волны.

Мало того, степень отражения/поглощения звуковой волны сильно зависит от его спектра! Какие-то звуковые частоты отражаются/поглощаются сильнее, какие-то – слабее. Как правило, высокие частоты поглощаются значительно сильнее низких, имеющих более высокую энергию.

Если ещё учесть скорость звука – то надо будет принять во внимание, что отраженный звук приходит с определённой временной задержкой относительно прямого, и время задержки будет зависеть от порядка отражений и от размеров помещения – мы получаем ещё и фазовые искажения! Большое количество отражённого звука способно сделать помещение гулким – в этом случае мы получим размазанную пространственно-локализационную звуковую картину.

Именно поэтому, задрапировав комнату слоем плотной ткани, удается заглушить только высокочастотные отражения – не более. Однако при этом создаётся впечатление полного звукопоглощения — но это иллюзия! Для эффективного поглощения низких частот требуется гораздо более толстый слой звукоизоляции. Закон оптики, почти справедливый для высоких частот – «угол падения равен углу отражения» для низких — не работает.

Профессиональная студия звукозаписи

Вспомним грозу…

Если разряд произошёл недалеко от нас — мы слышим треск, затем мощный удар в широком спектре частот. При этом наш слух безошибочно определяет направление, где произошёл разряд. Если же грозовой фронт проходит вдалеке, мы слышим только низкочастотный гул. Чем дальше гроза, тем сложнее определяется её направление (конечно же, на эти процессы сильно влияет рельеф местности). Заметьте – треск молнии затухает моментально, в то время как низкочастотные раскаты, благодаря многократным отражениям, продолжаются довольно долго.

Вернемся в наше помещение…

Таким образом, отраженные и, особенно, так называемые стоячие волны плюс фазовые искажения попадают в микрофон вместе с полезным сигналом! И если не принять никаких мер к их ослаблению — они значительно исказят изначальный звук уже на стадии его записи! Поэтому главной задачей звукопоглощающих конструкций является максимально возможное ослабление данных многократных отражений в заданном частотном диапазоне до определённого уровня. Важно при этом не «переглушить» помещение. В некоторых случаях формируется акустическое пространство, где определенный уровень отражений может быть полезным и даже необходимым.

Профессиональная студия звукозаписи

Предположим, все инструменты записаны. Идем дальше…

Итак, мы записали весь материал, качество которого нас устраивает, и перешли к процессу микширования. Если этот процесс происходит в помещении без полноценного звукопоглощения — мы услышим совсем не тот звук, который воспроизводит наша мониторная система! Даже если речь идёт о дорогих высококачественных мониторах!

И вновь — отраженный звук, накладываясь на звук прямой, значительно его исказит, в частности, его амплитудно-частотную характеристику. При этом мы услышим те частоты, которых в изначальной записи, быть может, не было вовсе. Или наоборот – не услышим того, что требует нашего вмешательства. И мы начнём… что? Ну конечно — крутить эквалайзер! Тогда, когда этого не надо было делать. Или наоборот – не будем его крутить, а надо было бы!

Ещё раз о контрольной комнате — не углубляясь в законы акустической физики, скажу – чем больше размер контрольной комнаты – тем легче будет в ней обеспечить хорошее звукопоглощение на низких частотах и, как следствие, легче будет получить хорошо сбалансированное звучание.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПАРА СЛОВ О МОНИТОРАХ…

Акустический контроль (мониторы) — одна из важнейших составляющих всего звукового комплекса, которым располагает профессиональная студия звукозаписи! Главная задача студийных мониторов состоит вовсе не в том, чтобы они звучали приятно и комфортно (в отличие от акустических систем класса HI-FI), а скорее даже наоборот — они должны максимально достоверно воспроизводить звук, четко показывая все возможные нежелательные артефакты и наиболее критичные места в звуке и ничего НЕ ПРИУКРАШИВАЯ.

Ещё раз — мы просто не услышим, «что мы крутим, туда ли мы крутим и вообще, нужно ли что-либо крутить» (© Ю. Богданов). Естественно, хорошие мониторы — удовольствие недешёвое. Следует заметить, что абсолютно идеальных мониторов не бывает, и разница в звучании одних и тех же мониторов в разных помещениях может быть довольно значительной. Обычно используют еще пару-другую недорогих мультимедийных колонок, что неплохо помогает в дополнительном контроле. А дополнительный контроль, как говорят опытные люди, лишним не бывает.

Здесь отмечена по возможности в максимально доступной форме лишь часть всех факторов, требующих учёта при строительстве студии звукозаписи, без глубокого анализа физики процессов.

Что мы имеем в итоге?

Таким образом, качество записанного звука НАПРЯМУЮ зависит взаимодействия источника звука, акустических свойств помещения и мониторной системы. Теперь  становится понятно, почему обычная жилая комната, мягко говоря, не очень-то подходит для записи и прочих манипуляций со звуком.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — СТУДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Студийное оборудование — что же в нем такого особенного? Чем оно отличается от обычного звукового оборудования, с которым знаком любой музыкант? Известно — скорость движения воинского подразделения ограничена скоростью самого медленного солдата. Аналогично — общее качество звукового тракта, состоящего из последовательно соединенных элементов, ограничивается качеством наихудшего из них.

Пример: гитарист, включивший свой американский Fender Stratocaster Custom Shop стоимостью $2 500 через тридцатидолларовую примочку, подключенную в компьютер к аналоговому входу какой-нибудь дешёвой звуковой карты — получит звук этой самой дешёвой звуковой карты вместе с тридцатидолларовой примочкой, но никак не самого Стратокастера!!! (Вообще — формирование и запись гитарного саунда — это отдельная алхимия!).

Следующий пример: примерно тот же результат получится, если записать вокал через микрофон от караоке, подключенный к супернавороченному голосовому процессору. Приведу интересный диалог, взятый с башорг.ру:

  • Ты слушал бас-гитару «Урал? (примечание — бас-гитара «Урал выпускалась в СССР с середины 70-х до конца 80-х годов» ) Как там звук? Или такое понятие там отсутствует как класс?
  • Ну как тебе сказать… представь, что ты включаешь нормальную гитару в комбик, ставишь у комбика магнитофон и пишешь всё это на кассету, потом включаешь кассету и подносишь к динамику телефон, а с той стороны к телефону подносят диктофон, а потом включают диктофон и через наушник записывают в компьютер…. то что получается в итоге — намного лучше, чем звучит тот бас.»

В данном случае мы имеем конкретный пример цепи с компонентами, приводящими к постепенной деградации звука.Профессиональная студия звукозаписиДля получения «студийного» звука все приборы тракта должны быть одинаково высокого качества. То есть — каждый последующий прибор в последовательной звуковой цепи должен быть, по крайней мере, не хуже высококачественного предыдущего. А это возможно, хотя бы по финансовым параметрам, далеко не в каждой студии.

профессиональная студия звукозаписиA) Источник первичного сигнала — микрофон.

Это – первый прибор, стоящий на пути великого таинства превращения сотрясения воздухОв в электрические колебания. Штука весьма деликатная по определению и, как правило, достаточно по этой же причине дорогая. Особенно если представляет собой конденсаторную и при этом еще ламповую версию.

Чаще всего такие микрофоны предназначены для записи вокала и иных музыкальных инструментов в студийных условиях, в которых обычные динамические микрофоны показывают (в силу своих конструктивных особенностей), как правило, не лучшие результаты. Подробнее о конденсаторных микрофонах и особенностях их производства можно прочитать здесь: http://nevatonmics.ru/photo/64/.

Наиболее известные и авторитетные производители микрофонов:

AKG, Audiotechnica, Brauner, dpa, Peluso, Sennheiser, Shoeps, Telefunlen и, конечно же, Neumann. Из отечественных можно отметить Elation, Nevaton и Октава.  Конечно, можно купить «мелкофон» подешевле — рублей за 15 000″. Только результат будет не тот. Вот вначале совсем чуть-чуть не тот. Пишешь вокал в такой микрофон, и во  время записи кажется — вот повезло – сэкономил кучу денег, звук замечательный, но при микшировании обнаруживается, что голос в миксе как-то теряется…  стоит его добавить – какие-то детали аранжировки начинают размываться, в голосе появляются присвисты, бубнёж.

профессиональная студия звукозаписиТо есть – звук такого микрофона, как говорят, плохо укладывается в микс.  Может случиться и так, что микрофон окажется действительно неплохим, но спустя год-два почему-то начнёт звучать всё хуже и хуже. Причиной этому, скорее всего, является то, что изготовитель не соблюдал технологию изготовления мембран, капсюлей, экономил на комплектующих. Именно вот это самое «чуть-чуть» и стоит своих денег!

С одной стороны хороший микрофон должен максимально точно передавать все оттенки и нюансы источника звука. Но с другой стороны — неизбежное, и часто даже намеренное характерное лёгкое  окрашивание звука, различное для разных типов и марок микрофонов превращают их в своеобразный инструмент, способный подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки данного источника звука.

Вывод — микрофонов мало не бывает!

Именно поэтому серьезная профессиональная студия звукозаписи, как правило, предлагает выбор из дорогих конденсаторных (ламповых) микрофонов, их количество может составлять десяток-другой и даже более – каждый микрофон для своего особого случая. Даже термин такой существует – микрофонный парк! Для озвучивания гитарных усилителей и барабанов применяют в основном динамические микрофоны, иногда – в сочетании с конденсаторными.

Б). Предварительный  усилитель/компрессор/эквалайзер/лимитер.

Приборы этого типа (назовём их условно приборами первого эшелона) предназначены для первичной обработки сигнала, поступающего с микрофона (или инструмента) и   согласования этих сигналов с записывающим оборудованием, в нашем случае — с аналого-цифровым преобразователем (АЦП/ADC).

Так же, как и микрофоны, эти приборы отвечают за формирование «породы» звука. Основная их задача – усилить звук, сформировать амплитудно-частотную характеристику (для этих задач ещё  используются линейки высококачественных микшерных пультов) и придать требуемую динамику.  Именно они в сочетании с хорошим микрофоном придают звуку тот почти непередаваемый словами шарм, теплоту, насыщенность, глубину, плотность, яркость, трепетность.

Почему здесь  рассматриваются приборы именно этого типа? Ведь существуют же культовые приборы-ревербераторы Lexicon224-300-480, EMT250, линии задержки tc electronic 2290, гармонайзеры Eventide? Да, и ещё — именно с учётом того, что термин «профессиональная студия звукозаписи» не утратил своей актуальности в музыкальной индустрии, некоторые из этих приборов выпускаются до сих пор!

Можно ли заменить реальное железо программными аналогами?

Именно эти приборы сейчас легче всего заменить их программными эквивалентами. Эти приборы уже имели на борту алгоритмы цифровой обработки с соответствующими процессорами и по своей сути уже являлись компьютерами с одной единственной «зашитой» в них программой.

Сейчас те же самые  алгоритмы  успешно переносятся один-в-один в программную оболочку – плагин, или, как говорят – портируются. Далее мы их обсуждать не будем, и вернемся к приборам первого эшелона. Возникает вопрос – зачем тратить кучу денег на дорогущий прибор, ведь уже появилось достаточно много соответствующих им плагинов?

Например, такие плагины от Universal Audio, эмулирующие легендарные устройства,  как Manley VOX BOX, Tube-Tech CL-1B, Summit Audio TLA-100, LA-2A, 1176 почти, но не полностью копируют поведение их старших «железных» братьев. Однако любой плагин, очевидно, можно использовать лишь в цифровом домене, то есть – после оцифровки. Мы же используем приборы первого эшелона, находясь ещё в аналоговом домене. Мы обрабатываем звук до того, как он будет оцифрован АЦ/AD-конвертерами, тем самым — получая ощутимый выигрыш в качестве звука! Вывод – замена «железного» прибора его программным эквивалентом, конечно же, допустима. Но тогда почему же ведущие мировые и отечественные студии не торопятся расставаться с высококлассным аналоговым оборудованием? Подумайте сами:-)!

Важен не только престиж! Есть ещё и многолетняя традиция!

Стоит ещё учесть вышеупомянутое «почти». Наиболее именитые бренды – это, например, API, Drawmer, Empirical Labs, GML, KlarkTeknik, Manley Labs, Maselec, Millennia Media, Neve, SSL, TubeTech, Universal Audio. Это не только престиж — это уже многолетняя традиция, это тщательно отобранные комплектующие, это выверенная схемотехника с минимизацией пути сигнала, это переключатели с золотыми контактами стоимостью выше любого «Алесиса» или «Берингера» каждый, это пайка серебряным припоем, это тщательнейшим образом намотанные катушки индуктивности и согласующие трансформаторы, это великолепные передаточные характеристики, это частотный диапазон от единиц герц до полутора сотен килогерц и многое — многое другое…

Это проверенное годами высочайшее качество и репутация. Большинство этих приборов являлось лауреатами всемирно известной премии TEC Avards! Так что, поверьте, совсем неспроста любая профессиональная студии звукозаписи весьма тщательно подходит к формированию всего спектра устанавливаемого оборудования!

Профессиональная студия звукозаписи

К слову — ныне уже не выпускающийся прибор Fairchild 670 можно приобрести за цену не менее $30 000. В популярных журналах по звуковому оборудованию Вы, возможно, даже и не встретите названия этих фирм, или, как говорят, брендов. А всё потому, что представляют они интерес в основном для узкого круга профессионалов и в широкой рекламе не нуждаются. При этом количество выпускаемых приборов исчисляется не десятками тысяч штук в год, а иногда просто десятками.

О приборах среднего и бюджетного класса…

Существуют, конечно же, аналогичные приборы, как среднего класса, так и весьма бюджетные, при этом разница в цене за один прибор может отличаться в десятки раз. В студиях среднего класса чаще всего можно встретить приборы таких брендов, как dbx, Symetrix, TL Audio. К совсем бюджетным можно отнести бренды Alesis, Alto, Behringer, Phonic и пр. Некоторые весьма достопочтимые бренды не гнушаются выпуском приборов бюджетных серий, например – Drawmer, Focusrite, Lexicon, Roland, YAMAHA.

Следует понимать, что у бюджетных приборов есть своя ниша – они прекрасно справляются со своими задачами в ресторанах, в клубах, на дискотеках и на небольших концертных площадках. Конечно же, никто не запрещает пользоваться подобными приборами и в студии. Но и результат, разумеется, будет соответствующим. Замечу, что многое ещё зависит от опыта инженера-звукорежиссёра. Испортить звук можно и на самом дорогом оборудовании.

В). Высококачественные внешние АЦП (ADC) и ЦАП (DAC) — аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи.

Хорошие АЦП и ЦАП — это довольно сложные и дорогостоящие устройства, от правильного выбора которых зависит качество перевода аналогового электрического сигнала в понятную для компьютера цифровую форму и далее – обратно в аналоговую. Работу устройств этого типа можно сравнить с фотокамерой, делающей «снимок» звука. Попробуйте сделать снимок одного объекта профессиональной зеркальной камерой, а затем встроенной камерой дешёвого сотового телефона.

Сравните увеличенные снимки. На втором снимке Вы гарантированно получите нечеткие границы предметов, отсутствие глубины резкости, искаженную цветопередачу, размытость и дискретность изображения по сравнению с первым. Аналогично — включаясь в аналоговый вход встроенной звуковой карты, т.е. используя её дешёвый АЦП, Вы неизбежно получите деградацию звука и его нежелательный окрас, особенно ощутимые при большом количестве дорожек, загруженных многочисленными плагинами.

профессиональная студия звукозаписи

Теперь – о многоканальном цифро-аналоговом преобразовании (ЦАП/DAC).

Казалось бы, в профессиональной студии звукозаписи многоканальное цифро-аналоговое преобразование вряд ли понадобится! Ведь мы можем сделать рендеринг цифрового микса и его мастеринг, не выходя из цифрового домена? И для мониторинга всех процессов будет вполне достаточно приличного двухканального ЦАП-конвертера?

Дело в том, что результат микширования, сделанный в цифровом домене, отличаются по звуку от сведения в аналоге. Кто-то предпочитает одно, кто-то — другое. Принято считать, что для электронной, клубной и других аналогичных стилей музыки предпочтительнее сведение в цифре (в том числе и для классической музыки), тогда как рок, джаз, блюз «любят» аналоговое микширование. Следовательно — для второго варианта наличие многоканального ЦАП/DAC и аналогового микшера/сумматора будут обязательными.

Кроме того – при одновременной записи всей группы исполнителей необходимо установить связь – мониторинг через наушники, для того, чтобы все участники записи и звукорежиссёр могли слышать друг друга. А теперь представьте, что вокалист просит добавить реверберации и клавишных, басист – добавить барабаны, барабанщик…. и так далее – для этого придется создать несколько независимых шин для мониторинга – и здесь без многоканального ЦАП/DAC не обойтись.

Другой случай – в студии имеется старый, по-особому красиво звучащий аналоговый прибор, которым хочется обработать, например, записанные акустические гитары. В этом случае нам будет необходимо вывести цифровой сигнал на этот прибор через ЦАП и затем вновь его оцифровать.

Если вы точно знаете, что вам требуется сведение в аналоге, или даже на аналоговый магнитофон – у нас есть такая возможность! Потому что у нас — профессиональная студия звукозаписи!

Г). Выбор программы-секвенсора

При использовании компьютера в качестве многодорожечного магнитофона/микшера на сегодняшний день некритичен и определяется в основном привычками и удобством пользователя. Более того, осмелюсь утверждать, что качество звука, «выходящего» из той или иной студии определяется в первую очередь квалификацией звукорежиссёра, а не наличием в студии того или иного софта. Для работы на платформе PC чаще всего использовались программы Sonar Cakewalk, Samplitude, Steinberg Cubase, но в последнее время набирают серьёзную популярность продукты Presonus StudioOne и Cockos REAPER.

профессиональная студия звукозаписи

Д). Суммируя сказанное, добавлю, что все оборудование должно быть правильно заземлено, грамотно согласовано и скоммутировано. Попытка сэкономить на дешевых разъемах и соединительных проводах рано или поздно — но обязательно в самый неподходящий момент — выйдет боком.

профессиональная студия звукозаписиВ СВЕТЕ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО…

И последнее: слишком много на этом пути препятствий и преград, слишком многими знаниями и опытом нужно обладать, чтоб хоть что-то получилось правильно. Помните — почти всегда каждый неправильный шаг сводит правильность предыдущего на «нет». Конечно, большинство современных программ позволяют осуществлять так называемое недеструктивное редактирование. Оно позволяет Вам отменить не только последнюю операцию, но и «откатиться» вплоть до самого начала! Вот только в этих бесконечных Undo-Redo так легко заблудиться…

Услышат ли Ваши уши, что при таких-то положениях регуляторов хорошо зарекомендовавшего себя плагина звук после него начинает, как бы это сказать… подгаживать? Что один и тот же удачно подобранный пресет цифрового эквалайзера, использованного на барабанах в девяти песнях, на десятой ну никак не звучит! Покажут ли Вам Ваши мониторы, что где-то в звуковом тракте, э, перегрузочка вышла? Сможете ли Вы самостоятельно выстроить микс Вашего произведения? Есть сомнения? Нужна помощь — милости просим!

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Почти всегда новички предполагают, что в студии они смогут быстренько записать песню часа за два. Конечно, можно за два. Иногда даже удаётся и за час. Но, как правило, вряд ли полученный результат устроит самого исполнителя. Скажется отсутствие студийного опыта и, скорее всего, исполнительских навыков.

Кроме того — то, что хорошо для живого концертного выступления, скорее всего не всегда подойдёт для студийной записи. Чаше всего приходится из большого числа спетых или сыгранных дублей монтировать трек вручную, удалять лишние призвуки, выправлять неточно взятые ноты. А ведь это студийное время, а следовательно, и Ваши деньги!

Но иногда и опытные музыканты в студийной работе стараются попробовать и пятый и десятый дубли, находя в каждом последующем все новые и новые краски, оттенки звучания, степень драматизма, накал драйва. Чаще всего, это себя оправдывает, поскольку иногда в таком спонтанном процессе находятся потрясающие художественные идеи.

Такие люди, попадая в студию, быстро забывают обо всем, кроме музыки — они порой способны на чудеса! Некоторые из них способны на шедевр с первого дубля. И всё же главное правило ДЛЯ ВСЕХ — к записи в студии нужно готовиться заранее — см. статью
«КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ПОДГОТОВКА».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В ИРКУТСКЕ

По моему мнению — в Иркутске количество студий с ПРАВИЛЬНЫМИ помещениями, оснащенных ДОСТОЙНЫМ оборудованием и имеющих СЕРЬЁЗНЫЙ опыт работы можно пересчитать по пальцам. Не снимая обуви.

Расценки на студиях разные, в среднем от 10 до 20 долларов за час работы, включая гонорар звукорежиссера, а кое-где и ещё дешевле. Но — вспоминаем, где обычно бывает бесплатный сыр… При выборе студии обязательно изучите список групп и исполнителей, которые там записывались и внимательно отслушайте эти записи.

Можно посоветоваться и с самими музыкантами, благо, Иркутск — город относительно небольшой. Один из действительно хороших способов правильного выбора студии — договоритесь о пробной записи одной песни (может, даже под заранее приготовленный «минус») в каждой из них, затем выберите ту, которая Вам наиболее подходит. Ведь не в каждой студии существует своя уникальная атмосфера, в которой ИМЕННО ВАМ работается легко и комфортно, в которой идеи рождаются как бы сами собой, голос — звучит, гитара — поет! Ибо дорогое оборудование — это еще не всё…

Если же позволят средства, можно будет что-то подправить — переиграть некоторые инструменты, добавить новые партии, что-то перепеть и т. д. Можно, конечно, и сэкономить на каком-то этапе работы — решать Вам!

Если Вы устали от бесконечных экспериментов, от поисков «своего» звука, от неудач и разочарований на этом пути — обращайтесь в студии, оснащенные ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ оборудованием! Обращайтесь к ПРОФЕССИОНАЛАМ, которые ЗНАЮТ и ЛЮБЯТ свое дело!
Удачи Вам! В любом случае!

У НАС НЕТ КОНКУРЕНТОВ – У НАС ЕСТЬ КОЛЛЕГИ!

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ:

  • https://www.yandex.ru/ — вбиваем в поисковую строку запрос «студии звукозаписи Иркутск»
  • 2GIS – делаем то же самое.

А МОЖНО И К НАМ:

664022, Россия, Иркутск, ул. Сибирская, д.21A/4,
цокольный этаж (северная сторона)
т. +7 3952 70 00 32
т. +7 3952 29 27 79
т. +7 964 22 66 777
E-mail: s-art@mail.ru