Отзыв Василия Кучеренко
К вопросу о возможности качественной записи качественной музыки в Столице Восточной Сибири.
Эта удивительная история началась с того, что ансамблю Doctor Jazz понадобилось записать «демо» в процессе подготовки к очередному заокеанскому фестивальному вояжу. При современном уровне развития технологий рекординга и практическом отсутствии профильных помещений для его осуществления в нашем городе даже претендующие на полноценность альбомы ваяются у нас сегодня в домашних условиях – не то что «демки». Но Александр Филиппов, Наталья Лихошерст, Александр Глушков, Юрий Куртилов и Алексей Тяжелухин, сиречь Doctor Jazz последнего созыва, по жизни не ищут лёгких путей. Их пути привели группу в начале нынешнего лета в студию “S-Art” (ныне – baikal-records) известного иркутского музыканта и звукорежиссёра Сергея Карышева. По словам Сергея всё происходило просто и обыденно, словно живой джаз пишется в его студии каждый день: «В этой комнате за стеклом – Наташа Лихошерст, в другой – барабанщик Алексей Тяжелухин, здесь – остальные ребята – Юрий Куртилов, Алексей Глушков и Александр Филиппов, ну а за пультом – я. Записали четыре композиции с вариантами в один присест и вроде бы всё». На этом действительно можно было бы поставить точку: дело сделано, да ещё как бы с избыточным для такого случая качеством – «чего же боле», как писал Поэт?! Но, похоже, в данном конкретном случае был реализован с точностью до наоборот широко известный «парадокс Черномырдина»: хотели сделать, как всегда, а получилось – как лучше. В общем, не отпускала эта запись ни самих музыкантов, ни звукорежиссёра. Возможно, секрет заключается в том, что первая вещь вышеупомянутой рекорд сессии в студии “S-Art” носит название «Дыхание Байкала», а притяжение и энергетика великого озера, на берегах которого мы имеем счастье жить, общеизвестны. Не они ли побудили Сергея Карышева в порядке эксперимента дополнить композицию интродукцией, построенной на основе попавшей к нему по случаю записи бурятского горлового пения? Причём, дополнение это оказалось настолько уместным и гармоничным, что вошло в окончательную студийную версию «Дыхания Байкала», а для её концертного исполнения Александр Филиппов намерен привлечь Леонида Будаева – того самого бурятского вокалиста-фолкника – он, как выяснилось, из Усть-Орды. Впрочем, этническая текстура в не меньшей степени ощутима и в ещё одной теме из числа записанных «Доктором Джазом» у Карышева – обработке украинской народной песни «Прилетiла ластiвочка» (благо, Наталья Лихошерст безупречно владеет языком оригинала). Великолепна певица и в своём прочтении, пожалуй, самого задорного би-боп стандарта незабвенного Чарли Паркера “Barbados”. Его вокальная версия пару лет тому назад была завезена к нам прямо из Штатов неподражаемой «бабушкой скэта» Шейлой Джордан, но я всё-таки ставлю на молодость, т.е. на нашу Наташу! Столь же своеобычна и свежа в преломлении инструменталистов «Доктора Джаза» ещё одна «ария заморского гостя» – авторская тема дважды побывавшего в Иркутске Майлса Гриффита “Something Special (In The Sky For Us)”. В принципе это название могло бы с полным на то основанием служить достойным эпиграфом всему творческому и техническому процессу, имевшему место в студии “S-Art”, ибо происходило там действительно нечто особенное. Что касается небес, то я не исключаю божьего промысла наряду с искусством музыкантов и звукорежиссёра. О последнем – особо. У нас в России пока ещё плохо пишут музыку вообще, а джаз – тем более. Именно поэтому, слушая в записи ту или иную звезду любого жанра (за исключением фонограммщиков) поклонники таланта исполнителя чаще всего вспоминают, как здорово звучала та же вещь в живом исполнении. «Демо» «Доктора Джаза», выполненное Сергеем Карышевым вопиёт о достойном продолжении, т.е. о записи действительно полноценного альбома. И я очень на это надеюсь!
P.S. Этой весной, кажется, сразу по окончании III международного фестиваля «Джаз на Байкале» кто-то из нашей золотой джазовой молодёжи в разговоре со мной посетовал: «Хотим записать ансамблевый студийный альбом. Да вот только студии подходящей нет». В свете всего вышеописанного могу, перефразируя классика марксизма-ленинизма, громогласно заявить: «Есть такая студия!» ВВК. (Василий Владимирович Кучеренко) 2008 г.