Запись в студии – как к ней подготовиться?
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Запись в студии и концертное выступление – вещи разные. Это аксиома. Вы, конечно же, будете выбирать наиболее приемлемую студию для вашей записи, исходя из различных факторов: – цены, списка оборудования, квалификации, опыта и репутации звукорежиссёра, рекомендации музыкантов и, разумеется, качества звукового контента, вышедшего из этой студии. При этом звукорежиссёр (он же инженер и зачастую продюсер) – зачастую является ключевым звеном студии. Или он вежливо предложит Вам сыграть/спеть три-четыре дубля, с приятной улыбкой скажет Вам комплимент и – до свиданья!… или он ткнёт Вас лицом в Ваши… эээ, … где-то съехидничает, где-то рассмешит, где-то озадачит… Наконец, вывернет Вас наизнанку и просто ЗАСТАВИТ Вас совершить ЧУДО! Если Вам такой попался – значит, Вам повезло.
Итак, перебрав все студии, Вы остановились на одной из них. Если всё же обратились к нам – мы надеемся, что это Ваш осознанный выбор. Мы предполагаем, что Вы знаете, зачем Вам нужна запись в студии, так же, как Вы знаете примерный уровень Ваших исполнительских возможностей. Вместе с этим, мы с Вами должны поставить сверхзадачу – Вы должны попытаться добиться результата выше максимально возможного для Вас на сегодняшний день уровня.
Именно в такой работе над собой, в преодолении самого себя, в расширении сложившихся собственных стереотипов, в достижении сверхцели и есть истинное наслаждение, которое Вы можете получить в процессе нашей с Вами творческой работы. Если хотите, конечно. От Вас потребуется: хорошее самочувствие и положительный настрой, настойчивость и упорство, а также Вера в себя. Со своей стороны скромно замечу – я ЗНАЮ, УМЕЮ и ЛЮБЛЮ такой стиль работы.
Разумеется, возможен обычный сценарий – Вы поёте, я записываю. Вы решаете, что хорошо, а что – плохо. Если вы – группа, то вам проще – вы можете принимать коллективные решения.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ВОКАЛ
Предположим, Вы знакомы с азами сольфеджио и вокальной техники, т.е. Вы точно попадаете в ноты мелодии, соблюдая ее ритмические особенности, умеете правильно брать дыхание, владеете навыками звукообразования и единой певческой позицией. Тем не менее, я считаю нужным дать Вам несколько рекомендаций:
Начнём с базовых вещей: с артикуляции. Допустим, Вы великолепно спели песню, но где-то «зажевали», где-то вовсе пропустили какие-то согласные или «съели» гласные – считайте, что песня испорчена. К сожалению, даже профессиональные вокалисты иногда этим грешат. РАСПЕЧАТАЙТЕ текст Вашей песни.
Прочтите несколько раз его вслух в разном темпе и определите труднопроизносимые места. Подчеркните их. Тщательно проработайте их в МЕДЛЕННОМ темпе и НЕ СПЕШИТЕ УСКОРЯТЬСЯ. Проверьте, правильно ли совпадают ударения рифмы и метроритмики инструментального сопровождения.
Найдите сдвоенные согласные в Вашем тексте – такие, как например, “не хватает тебя”, “костёр разгорелся”, “нас совсем” и подчеркните их. Отработайте их произношение – делайте между подобными звуками короткую “люфт-паузу”, иначе у Вас будет получаться что-то вроде “нехватаетебя”, “костёразгорелся”.
Фраза же “нас совсем” и вовсе превратится в “насовсем”, что значительно исказит воспринимаемый смысл спетой Вами песни – Вас просто неправильно поймут! Если автор текста лично Вы, попробуйте заменить плохо сочетающиеся слова другими, или согласуйте эти изменения с автором текста.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – РАБОТА С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ ПРИ ЗАПИСИ ВОКАЛА
Уделите особое внимание произношению согласных – именно они придают нашей речи смысл. Пример: во что могут превратиться слова одной очень известной песни, если пропустить или “проглотить” согласные:
- “еыыау-у-аэо-о-а-аи-и…………, хотя должно быть:
- “неслышныфсаду-у-дажэшо-ора-ахи-и”
За 3-4 дня до того, как состоится запись в студии (а лучше, если Вы будете делать это постоянно) тщательно поработайте с мимическими мышцами своего лица, разучите и повторяйте перед зеркалом несколько скороворогоко… сковородогово… скороговорок:. Не забывайте о так называемых редуцированных согласных, например, мы пишем – “В саду”, поём – “Фсаду”. Старайтесь не путать похожие парные согласные – “с-з”, “т-д”. Например, в Вашем пении не должно быть подобных ошибок – “этот тень” вместо правильного “этот день”, “сабери меня” вместо правильного “забери меня” и пр.
Найдите эти парные согласные в Вашем тексте и подчеркните их. Особое внимание уделите так называемым взрывным (explosives) согласным – п, б, т, д. Их чрезмерная энергия приводит к довольно неприятным на слух артефактам, а именно – к “задуваниям” или даже “заплёвываниям” микрофона. Старайтесь также контролировать энергию свистящих/шипящих (sibilance’s) звуков и не допускать лишних призвуков от языка и губ – то, что называется “tongue clicks and lip smacks”, не делать шумных вдохов НОСОМ.
Не забывайте “обозначать” конечные согласные в длинных затухающих окончаниях фраз типа “твой све-е-е-е-е-е-е-т”, контролируя энергию звука “т” в контексте затухания фразы. Внимательно сверяясь с подчеркнутыми в Вашем тексте местами, запишите себя на диктофон (телефон) и прослушайте, что получилось.
ЧТО УДИВИТЕЛЬНО?
Всё, что я тут написал, возможно, вызовет у Вас удивление – ну как же так, я пел (пела) на живых концертах, брал (брала) уроки сольфеджио и вокала – и никто, в том числе и педагоги, не делал мне подобных замечаний…! ОБЪЯСНЯЮ – “живое”, концертное исполнение, а равно и урок даже с опытным педагогом происходит в РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, эти ошибки существуют очень короткое время, вытесняясь последующими звуками, заметить их может лишь человек с хорошо натренированным слухом.
Профессия этого человека называется “звукорежиссёр”. Педагогам же не до того – они заняты другими, т. е. своими прямыми задачами. Значительную роль играют также психофизические особенности нашего восприятия звука – мы по-разному оцениваем живое исполнение и воспроизводимую запись оного.
Если есть возможность – пропойте песню под аккомпанемент и запишите себя на какой-нибудь диктофон/телефон/ноутбук, при этом качество записи особого значения не имеет. Внимательно прослушайте запись, проанализируйте слышимые недочёты, дайте прослушать эту запись знакомому музыканту, которому Вы доверяете, наконец – при необходимости проконсультируйтесь с нашими специалистами. Делайте записи снова и снова, раз за разом, стараясь избавиться от замеченных ошибок.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ЗАПИСИ ВОКАЛА
При записи вокала главной задачей является, безусловно, создание яркого, убедительного образа песни. Однако часто – обычное дело – приходится сталкиваться с неподготовленностью исполнителя – от этой главной задачи приходиться отвлекаться на исправление всевозможных ошибок в произношении, дыхании, в точном интонировании и сохранением певческой позиции, в смысловых акцентах.
При этом исполнитель начинает отвлекаться на эти фундаментальные “мелочи”, забывая о главном. СтОит прослушать первый дубль неподготовленного исполнителя – тут, как говориться, всё, что может всплыть, то и всплывает! Вот только без обид, ладно?
Главная задача предварительной подготовки – довести эти “мелочи” до автоматизма или, хотя бы, до хорошей степени контроля. Всё это, если хотите, должно уже находиться в какой-то степени у Вас в подсознании, “в мозжечке”, чтобы Вы и Ваш мозг могли сосредоточиться на выполнении главной задачи – СПЕТЬ эту песню, как никто другой!
СОЗДАТЬ СВОЙ ОБРАЗ! Хорошо, если Вы сможете взять хотя бы один – два урока у педагога по вокалу. Разумеется, Вы можете всего этого и вовсе не делать – тогда все эти этапы придется пройти в студии, но это всегда Ваш выбор. Если Вам по каким-либо причинам не удалось подготовиться самостоятельно – мы всегда Вам ВСЕГДА поможем.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ВРЕМЯ И НЕ ТОЛЬКО…
Приходить на запись в студии нужно не утром (Вы проснулись, а Ваши голосовые связки и мимические мышцы – ещё нет), хорошо выспавшись. Избегайте тяжёлых физических нагрузок. Кстати, многие именитые вокалисты перед наиболее ответственными выступлениями, а уж перед записью тем более – ограничивают себя, скажем так, и в личной жизни. Исключите из Вашего меню также в жирную пищу, орехи, семечки, шоколад. Неплотно перекусите не позже, чем за два-три часа до прихода в студию.
Помните – крепкие чай, кофе или какао, выпитые Вами перед записью, могут сильно «подсадить» Ваши голосовые связки. Обязательно возьмите с собой бутылочку предпочитаемой Вами минеральной воды, весьма желательно БЕЗ ГАЗА! Некоторым (НО НЕ ВСЕМ) помогают 30-40 граммов коньяка. НЕ ВОДКИ!
Ваша одежда должна быть комфортной, свободной, не стесняющей дыхание и не “шумной”. Девушкам не рекомендую одевать “звенящую” бижутерию. В лабутенах в студию – НЕ ПУЩУ!!! Ради вашего же блага! Косметика – ну очень в меру! Наличие собственной сменной комфортной обуви – приветствуется!
Разумеется, если Вас устраивает первый же спетый Вами дубль – мы остановимся на нём. Или – если Вы знаете, что Вам ЭТО НУЖНО – мы вместе с Вами будем работать столько, сколько будет необходимо. В любом случае – решение принимаете Вы!
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ПИШЕМ ГРУППУ (джаз, кантри, блюз, тяжелый металл, поп и т.д.)
В настоящее время для многих более или менее уважающих себя групп запись в студии превращается из дорогой экзотики в насущную необходимость. В самом деле – чтобы сейчас попасть на более-менее серьезную площадку, тем более, если это Новосибирск, Екатеринбург, Питер – и почему нет – дальнее зарубежье – (а в Иркутске такие коллективы есть, и уже давно) нужно иметь приличное демо хотя бы из трёх – четырёх композиций, а уж полновесный CD-Audio альбом и вовсе не помешает.
А вот вам ещё один немаловажный побудительный мотив – студия – это место, наилучшее для экспериментов. Любой из музыкантов вашей группы может сыграть наложением: барабанщик – добавить перкуссию, басист – сыграть, например, “безладовое” соло, не говоря уже о гитаристе с вокалистом. Причём вы будете делать это, используя качественное профессиональное оборудование.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ И КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ – ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!
Сравните, например, песни группы Queen в живом и в студийном исполнении – послушайте студийные работы Брайана Мэя и Фредди Меркьюри. Правда, есть некоторая разница? Такая работа сама по себе является мощнейшим стимулом для дальнейшего творчества.
С другой стороны – ещё не записанный материал, который ваша группа исполняет уже в течение достаточно долгого времени – в какой-то момент начинает тянуть вас назад. Вы постоянно что-то меняете в нём, и ваша песня «порабощает» вас, вы не можете от неё освободиться, вы не можете начать сочинять новые вещи, вы никак не можете начать двигаться вперёд. Рецепт здесь один: записал = освободился! Можно, конечно и вообще все бросить, но это же не наш с вами вариант, правда?
Существуют и более прозаические мотивы получить студийную запись: услышать себя со стороны, повысить самооценку, сделать подарок, и, наконец, удовлетворить своё самолюбие – «блеснуть соплёй» перед друзьями и коллегами. Лично я знаю случаи, когда музыканты делали запись «просто так», «для себя», после чего их прорывало на новые, всё более и более интересные музыкальные идеи, соответственно, следующие наши встречи были всё более и более продуктивными.
НАКОНЕЦ – ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОДАВАТЬ ВАШИ ДИСКИ НА СВОИХ КОНЦЕРТАХ!
Итак, вы решились – определили композиции, которые лучше всего подготовлены к записи, выбрали подходящую студию, и, разумеется, надлежащим образом при-го-то-ви-лись… А приготовились ли?
Ну, я понимаю – басисты сварили свои струны в маминых кастрюлях (самые крутые из них купили и поставили новые), гитаристы заменили в своих примочках батарейки, драммер научился эффектно крутить палочки между пальцев, вокалист с испугу выучил тексты всех песен и, *****, – вокалистка сделала себе новое тату:! В общем, верно. Говоря научным языком, почти все принятые вами меры можно назвать необходимыми, но недостаточными.
ПЕРВОЕ – ОСНОВА ЛЮБОЙ РОК-(И НЕ ТОЛЬКО)-МУЗЫКИ – ВРЕМЯ!
Если вы хотите получить ритмичный, плотный, «качающий» грув – обязательно научитесь играть под метроном!!! Вы должны делать это безукоризненно чётко, «с оттягом», с ощущением драйва! Начните эти занятия в составе: метроном+барабанщик, метроном+барабанщик+басист, затем подключите гитариста.
Далее – занимайтесь как в индивидуальном порядке, так и в составе всей группы. Систематически делайте контрольную запись, внимательно её прослушивайте и анализируйте. Как правило, обычная тенденция – это тяга к ускорению. Играйте, стараясь слегка себя замедлять, тщательнейшим образом пытаясь совместить собственную игру с ударами метронома. Каждую, даже малейшую удачу отмечайте и радуйтесь! Радуйтесь и двигайтесь дальше! Найдите в этом процессе удовольствие – в этом ключ к успеху!
Постарайтесь разделять три вида времени: малое, среднее и большое. Малое – это 1/16, 1/32, 1/8Т, 1/16Т – длительности нот, так называемые «мелочи». Среднее – четвертные/целые длительности, иначе говоря – сильные и слабые доли. Крупное – так называемое чувство квадрата – восьми, двенадцати, шестнадцати (и т.д.) -тактные фрагменты. Ваша цель – научиться ОДНОВРЕМЕННО слышать и контролировать вашу совместную игру в трёх видах ВРЕМЕНИ.
Получилось? Ваш грув крут и забОен? Он вставляет, от него прёт? Вы горды и полны самоуважухи? Тогда – вперед, в студию! Кстати, если в вашей музыке применяются секвенсоры, программируемые звуки, DJ-евские и RAP-перские вставки и т.д., то в вашу музыку легко можно будет вписать любой из этих компонентов. Если же грув получился неровный, то синхронизировать все современные звуковые навороты и фишки с сыгранным вами материалом становится делом, хотя и возможным, но не очень простым.
НО! Занятия с метрономом тоже имеют смысл, даже если в вашей музыке – только «живьё» и нет никакой синтетики! Уже годика через три-четыре-пять таких занятий перед вами (если вы делали всё это правильно и с надлежащим усердием) откроется ТАКОЕ!!! А пока – просто поверьте и работайте над собой. Удачи!
ВТОРОЕ – ЧУВСТВО ВКУСА И СТИЛЯ
Больше слушайте музыки – хорошей и разной. Если вы играете музыку в стиле, например, Joe Satriani, поинтересуйтесь, откуда она возникла, что ей предшествовало. Послушайте Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Pink Floyd… Анализируйте, осмысливайте музыку, пытайтесь взять что-то для себя.
Постарайтесь попасть в филармонию на хороший концерт с симфоническим оркестром. Научитесь воспринимать природу не только как декорацию к выпивке, шашлыку и девушкам – но как Божье творение! Послушайте в тихом одиночестве звуки леса, луга, воды – это тоже Музыка.
ТРЕТЬЕ – АРАНЖИРОВКА
Партии ваших инструментов должны быть продуманы с учётом их взаимного мелодического, гармонического, ритмического и тембрального сочетания. «Чем более перенасыщен музыкальный микс, тем больше в нём причин для потенциальных различий во временном и частотном доменах.
Ясные и простые миксы, а также миксы, в которых присутствует хорошая аранжировка с правильным разделением музыкальных инструментов во времени и в разных частотных регистрах, будут намного устойчивее при прослушивании на различных акустических системах, чем миксы, перегруженные и/или чрезмерно обработанные процессорами эффектов» (Филипп Ньюэлл, перевод Александра Кравченко, журнал «ШОУ-МАСТЕР №1-2010)
Говоря иными словами – группу с безграмотной и безвкусной аранжировкой записать-то можно, но сделать хорошее сведЕние – маловероятно. Надежды на спасительный мастеринг в этом случае вряд ли будут оправданы.
И ещё одно – вы должны настроиться на совместную работу. У вас должен быть, что называется team spirit – командный дух. Вспомните древнюю присказку – «Начнём, благословясь!». Должно быть правильное сочетание куража и критичного к себе отношения. И не должно быть места таким вещам, как неприязнь, зависть, озлобленность и непонимание – вы должны оставлять подобные вещи за пределами студии. Всё это, также как и ваш коллективный и индивидуальный исполнительский уровень, будет влиять на конечный результат.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ С МЕТРОНОМОМ? ЗА И ПРОТИВ.
Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться, будете ли вы записываться с метрономом или без:
- Без метронома – данный метод хорош для записи хорошо сыгранных коллективов, где музыканты прекрасно чувствуют микродинамику темпа. В то же время, этим методом могут воспользоваться начинающие коллективы для записи с довольно скромным бюджетом, если при этом не использовать секвенсор или грув-бокс.
- С метрономом – этот метод, например, позволяет склеивать из нескольких барабанных дублей один удачный. Даёт очень хорошие результаты, если группа к этому способу готова. Сильно дисциплинирует. Даёт возможность применения секвенсора в аранжировке. Позволяет выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии. Даёт возможность относительно легко переиграть неудачные партии.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – КАКИЕ СПОСОБЫ ВОЗМОЖНЫ:
Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться со способом записи. Возможные варианты:
- Вся группа сразу, включая вокалиста – такая возможность в нашей студии есть! Не всем, однако, она по плечу. Этот способ очень точно передаёт атмосферу живой концертной игры, позволяет резко снизить стоимость записи, но весьма требователен к мастерству музыкантов.
- Ритм-секция: барабаны + бас-гитара (иногда + ритм-гитара/гитары). Этот способ точно передаёт атмосферу игры ритм-секции, позволяет значительно снизить стоимость записи, требует мастерства музыкантов ритм-секции, позволяет тщательно подготовить исполнение солирующих инструментальных и вокальных партий.
- Только барабаны. Этот способ позволяет: монтировать и склеивать барабанные дубли (если барабаны были записаны под метроном), выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии, что сэкономит ваши деньги, записать в несколько наложений плотные пробивные гитарные риффы, всевозможные аккомпанирующие и солирующие партии, привлечь для записи сессионных музыкантов, исправлять исполнительские ошибки, в том числе и грубые.
Общая закономерность – чем лучше подготовлена группа, чем выше уровень музыкантов – тем быстрее, и следовательно дешевле получается запись. При этом надо помнить, что если барабаны сыграны и записаны неровно, то бас-гитаристу, а затем и гитаристу (гитаристам) придётся как-то в эти неровности попадать:(!
А что делать, спросите вы, если вашей рок-группе срочно понадобилась записать демо, а барабанщика нет? Вы можете принести в студию .wav- или .midi-файлы предварительно «забитых» барабанов в любой из удобных для вас программ, либо сделать это в нашей студии.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – ГИТАРЫ И БАС-ГИТАРЫ
Относительно замены струн – делайте это за пару дней до записи, для того, чтобы они «уселись» на ваши гитары, не забудьте также тщательно выверить мензуру, а при необходимости – подтяните или ослабьте анкер. Если вы пользуетесь напольными эффектами distortion/overdrive – поставьте свежие элементы питания. Проверьте также правильность и надёжность распайки соединительных шнуров.
ЗАПИСЬ В СТУДИИ – БАРАБАНЫ
Постарайтесь спланировать график вашей записи так, чтобы запись барабанных треков ваших композиций прошла в один непрерывный сет – в один или в несколько дней. Дело в том, что настройка барабанов под каждый конкретный проект в некоторых случаях может занять массу студийного времени – если вы хотите получить свой, особенный звук!
В этом случае барабанный саунд от песни к песне изменяться не будет, и в каком-то смысле будет намного легче получить ощущение “альбомности” – будто ваша группа записалась за один раз. Если вы всё же будете записывать барабаны с перерывом в несколько дней/недель, то шансов “попасть” в звучание, найденное в предыдущей сессии, будет несколько меньше.
Ещё один плюс такого подхода заключается в том, что день ото дня вы незаметно для себя будете всё глубже погружаться в процесс, в нужное состояние, музыкальная результативность будет день ото дня возрастать. Если сделать перерыв в несколько дней – придётся какое-то время потратить на то, чтобы вновь войти в это особое состояние.
И ещё один момент – перед записью постарайтесь выработать навык аккуратного звукоизвлечения при игре по “железу” для того, чтобы его звучание не забивало барабаны – не вдаваясь в технические подробности, просто скажу – такова специфика озвучивания ударной установки.
Наличие собственной сменной комфортной обуви – приветствуется!